Прощающее Слово

Евангелие от Марка 2:1-12

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Там, где Иисус, где произносится его Слово, исчезает все бесовское. Все произошедшее свидетельствовало в пользу Евангелия Иисуса: «Исполнился срок, Царствие Божье пришло!» Но люди еще не знали, сколь глубоко воздействие этого евангелия. Слово Иисуса не только изгоняет демонов, не только исцеляет болезни по вере больных людей, но и властью Божьей прощает грехи всякому, кто «парализован» своими грехами. Удивительно в нашей истории, что это прощение происходит без всякого условия и даже тогда, когда сам грешник в данном случае расслабленный уже не способен лично выразить свою веру.

Возле дома собирается большая толпа. И вот в эту толпу пришли четыре человека, несшие на носилках своего парализованного друга. Они не могли пробиться сквозь толпу, но придумали выход из положения. Марк пишет, что эти четверо прокопали крышу и спустили постель со своим другом прямо к ногам Иисуса. Ввиду странности такого поступка, что и отмечают в своих Евангелиях Матфей и Лука, — дело обстояло, возможно, так: они взобрались по наружной лестнице на крышу и спустили носилки с расслабленным к ногам Иисуса, который вышел из дома к собравшейся толпе. Как бы то ни было, Иисус, увидев их безграничную веру (не веру парализованного, но веру его близких!), сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои».

Но как связано прощение грехов и исцеление? Для иудеев связано непосредственно, ибо они были убеждены, что грех и страдания неотделимы друг от друга. Мы не связываем болезнь так непосредственно с грехом, как это делали иудеи. Но и сейчас иудейскую точку зрения разделяют многие. Что же касается древних иудеев, то по их представлениям больные — это те грешники, которые своими грехами прогневили Бога. Впрочем, и действительно, причиной многих болезней является грех.

На слова Иисуса обратили внимание присутствовавшие книжники. Их возмутили обращенные к расслабленному слова Иисуса о том, что ему прощаются грехи его. С точки зрения иудейской религии власть прощать грехи имеет только Бог, ибо грех — преступление против Божественного Закона. то есть против Бога. Поэтому только Бог «прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс 102:3), только Бога «сглаживает преступления твои» (Ис 43:25), только у Бога «милосердие и прощение» (Дан 9:9). Притязание человека Божественную власть почиталось оскорблением Бога; это было богохульство. Некоторые из книжников про себя подумали: «Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи кроме одного Бога?» В оригинале эти мысли книжников переданы как грубые и пренебрежительные. Они даже не называли Иисуса по имени или хотя бы личным местоимением. «Этот», — про себя говорили они. Буквально можно было бы перевести так: «Что этот там несет? Богохульствует!..» За богохульство полагалась смертная казнь. Богохульник «должен умереть, камнями побьет его все общество» (Лев 24:16). Сейчас книжники еще не решались на прямое обвинение, но Иисус, конечно, ощущал их озлобленность и тайные замыслы. И вот Он бросает им вызов.

Поскольку книжники, как и все иудеи, были уверены, что болезнь вызывается грехом человека, и исцеление может наступить только после устранения греха, Иисус спросил их: «Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи»?» Ведь сказать «прощаются тебе грехи» мог по своему легкомыслию любой обманщик. И никто не смог бы проверить, прощены грехи или не прощены. Но сказать «встань и ходи» — значит сказать нечто, что должно было произойти немедленно. И тогда, обращаясь к расслабленному, Иисус произносит властное Слово: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Расслабленный исцелился, а книжники попали в собственную ловушку. По их же твердой вере человек не мог быть исцелен, пока не получит прощение грехов. На виду у всех расслабленный был исцелен, следовательно, он был прощен. И потому оправданным оказалось смелое заявление Иисуса о том, что Он «имеет власть на земле прощать грехи». Это свидетельствовало о том, что в лице Иисуса Христа Царство Божье уже присутствует на земле. Он не только знает мысли Бога, но, как Он скажет о себе в Евангелии от Иоанна: «Я и Отец — одно» (Ин 10:30). Более того: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9). Можно себе представить, насколько ошеломил Иисус книжников своими словами и действиями.

Случившееся вызвало в толпе изумленный хор восторга: «Никогда ничего такого мы не видали!» Но книжники, надо полагать, были обескуражены. Ведь они со своими злыми мыслями были посрамлены и, вероятно, пришли от этого ярость. Поступок Иисуса, как и многие последующие его слова и действия, все это было слишком радикальным и вызывающим с точки зрения ортодоксальных иудейских кругов. Все это приближало обвинительный приговор Иисусу.

И еще одно примечание к данному отрывку: в нем впервые в Евангелии от Марка Иисус называет себя Сыном Человеческим. В еврейской языковой традиции это выражение обозначало то же самое, что просто «человек». Так это и воспринимала толпа, окружавшая Иисуса. Но просвещенный и верующий читатель Евангелия, конечно, понимал, что выражение «Сын Человеческий» — намек на пророчество Даниила о грядущем Мессии:

Видел я в ночных видениях: вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан 7:13-14).

Источник: 

Ианнуарий (Ивлиев) архим. Евангелие от Марка: Богословско-экзегетический комментарий

Пролистать наверх