Воссиял свет! И приблизилось Царство Небесное!
Мф 4:12-17: «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею. И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.»
В построении своего Евангелия Матфей подчеркивает, что Иисус оставил Назарет и «поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых». Такая перемена места жительства Иисуса Христа, очевидно, важна для евангелиста по той причине, что в ней он увидел исполнение древнего обетования, которое было дано Галилее. Эта страна в VIII веке до Р.Х. испытала великое бедствие: большинство ее населения было взято в плен ассирийцами, а территория заселена язычниками (4 Цар 17). Когда Иисус переселился из Назарета в Капернаум, Бог «сдержал» обещание, которое Он высказал через пророка Исаию. Матфей вольно цитирует следующие слова пророка:
«Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалинову, но последующее возвеличит приморский путь, Зайорданскую страну, Галилею языческую.
Народ, ходящий во тьме,
увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной
свет воссияет» (Ис 9:1-2).
Понятно, почему у Матфея Галилея названа «языческой» — так сказано у Исаии. Конечно, евангелист не считал, что Галилея была заселена язычниками или что деятельность Иисуса проходила среди язычников. Напротив, Матфей постоянно подчерки- вает, что Иисус Мессия Израиля, Он проповедует в синагогах — Израиля и запрещает своим ученикам миссионерствовать вне Израиля. Так что определение Галилеи как языческой страны носит литературный характер. Но это ветхозаветное наименование помогает Матфею предуказать путь спасения к язычникам. Именно в Галилее воскресший Иисус отдаст апостолам приказ делать Его учениками всех язычников (Мф 28:16-20). Таким образом, перспектива спасения язычников у Матфея имеет библейское, пророческое обоснование, и в дальнейшем Иисус возвестит иудеям: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21:43). Так, «Галилея языческая» в начале Евангелия стала прототипом Церкви Христовой, духовным местом рождения Церкви, для которой «воссиял свет».
Прямой же смысл текста заключается в том, что с приходом Иисуса в Капернаум жизнь людей в Галилее осветилась сиянием. Это существенно для Матфея. Просвещение галилейского народа евангелист изображает прежде всего как проповедь Царства Небесного: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Итак, публичная деятельность Иисуса Христа началась после ареста Иоанна Крестителя, которого бросил в темницу Ирод Антипа (4 г. до РХ — 39 г. РХ), один из трех сыновей Ирода Великого. Иоанн Креститель был посажен в темницу за то, что открыто обличал Ирода в безнравственном и беззаконном поведении. Обличать восточного деспота опасно, и смелость Иоанна Крестителя привела его сначала в тюрьму, а потом и к смерти.
Арестом Иоанна Ирод надеялся успокоить иудейский народ, возбужденный речами пророка. Вскоре Ирода постигло разочарование, так как теперь к публичной деятельности приступил Иисус, который продолжил дело Крестителя, но продолжил совсем иным образом.
Даже внешне Иисус действовал иначе. Если Иоанн Креститель проповедовал в иудейской пустыне, на определенном месте, куда должны были приходить люди, то Иисус отправился в Галилею, сам пошел к людям. Жизнь Иисуса проходила не в безлюдной, дикой, сухой пустыне, а в населенной Галилее, плодородной, цветущей стране, орошаемой водой, покрытой зеленой травой и тенистыми деревьями. Путь Иисуса лежал к лю дям, которым Он возвещал Евангелие, то есть Благую весть Бога. Матфей сообщает самую суть Благой вести: «Приблизилось Царство Небесное!» Эта весть для его современников звучала колоколом надежды и радости, ведь им были известны слова пророка Исаии:
Как прекрасны на горах
ноги благовестника,
возвещающего мир, благовествующего радость.
проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» (Ис 59:7).
С тех пор как пророк Исаия изрек эти слова, в иудейском народе не угасала горячая надежда на то, чтобы это произошло, чтобы Божье Царство стало действительностью, сменив собою языческие царства Фараонов и кесарей. На фоне этой надежды Иисус и возвещает: «приблизилось Царство Небесное»! Этот привычный для нас русский перевод можно понять так, будто Царство Божье близко и Иисус хочет сказать, что нужно считаться с его скорым началом. Но грамматическая форма оригинального греческого текста говорит однозначно: Царство не где-то неподалеку, а уже здесь.
Весть о пришедшем Царстве Небесном ошеломительна. Проповедь Иоанна Крестителя возвесщала Израилю беспощадный суд гнева Божьего. Народ в его проповеди был назван неверным, прелюбодейным, грешным:
порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? … Уже и секира при корне дерев лежит … Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф 3:7-12).
Иисус же, вовсе не отказываясь от суждения Иоанна о своем народе как лукавом и прелюбодейном (Мф 12:39), тем не менее возвещает народу не гневный суд, а спасительное Царство Небесное — и без предварительных условий.
Он тоже призывает: «Покайтесь!» Однако больше этого требования Иоанна Крестителя не произносит, потому что оно не могло выразить того, к чему Он призывал свой народ. Ведь «покаяние» означает «возвращение», «оборачивание назад. В устах Иисуса «покаяние» принимает иной смысл. Он не хочет, чтобы народ вернулся к тому, что раньше считалось благим и праведным. Он желает вести народ вперед, к лучшей праведности. Посему в дальнейшем Иисус призывает своих последователей не каяться, не оглядываться назад, а устремляться вперед, следовать за ним. В Евангелии от Луки об этом сказано прямо: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9:62).
Мысль о движении вперед в Евангелии от Матфея символически выражена, в частности, и в том, что Иисус, переселившись из Назарета в Капернаум, уже никогда в родной Назарет надолго не возвращался. Это был как бы окончательный переход от старого к новому; закончился один этап в земной жизни Иисуса и начался новый.