О святой воде
Вода святая — обыкновенная по составу и изначальному
происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная),
приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения
особого молебна, именуемого водоосвящением.
Водоосвящение, или
водосвятие, бывает малое, совершаемое во всякое время на
водосвятном молебне, и великое.
Великое водоосвящение совершается дважды в году — в сам день Богоявления
(Крещения Господня), а также накануне, в Крещенский сочельник (по гражданскому
календарю 19 и 18 января соответственно). В сочельник и в самый день праздника
Богоявления (Крещения Господня) при освящении воды совершается один и тот же
чин.
Святую
воду принято употреблять вместе с просфорой до или после утреннего молитвенного
правила. Её принимают по утрам натощак: первым делом человек вкушает святыню, а
потом уже приступает к обычной пище.
Что касается оставшихся
суток, то в Типиконе сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по
причине употребления пищи: «Да будет
известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что
уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру
и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под
ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».
То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и
укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.
Молитва на принятие просфоры и святой воды:
Го́споди Бо́же мой,
да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние
грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных
сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей
мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́
Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь.
«Освященная вода, — как
писал архиепископ Херсонский Димитрий, — имеет силы к освящению душ и телес
всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши
телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников
всегда давал им вкушать святой богоявленской воды. Преподобный Серафим Вырицкий
советовал окроплять крещенской водой пищу. По свидетельству очевидцев, когда
кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке
освященной воды через каждый час.
Можно окроплять святой водой
помещения: дом, дачу, офис и т.д. Можно помазывать святой водой больные места.
Не делать компрессы, а помазываться, например, крестообразно. Дело не в
количестве воды, не в длительности контакта ее с телом. Дело в соприкосновении
со святыней, посредством которой мы хотим получить Божественную благодать во
исцеление.
Нет необходимости набирать
большие ёмкости крещенской воды, ведь водосвятия проводятся в церкви регулярно.
Нет необходимости хранить дома святую воду лишь на случай болезни, принимать её
следует ежедневно.
Важно знать, что купание в
освящённых водоёмах является лишь народным обычаем, никакого очищения от грехов
оно не несёт и не заменяет Таинство Покаяния (Исповедь). В воскресенья и дни церковных
праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве
Церкви — Святом Причащении.
Важно помнить об иерархии христианских ценностей.
Прийти раз в год в храм Божий и то лишь с целью набрать святой воды – это
шаманизм и магическое отношение к святыне. На первом месте должен быть Бог
– наш Отец Небесный. Любовь к Нему должна подвигать нас к желанию общения с
Ним, исполнению Его воли, которая состоит в том, чтобы мы были счастливы и
спаслись. Исполнение заповедей, приобщение к Его Церкви позволяет нам
уподобиться Богу, отказаться от грехов, разделяющих нас с Ним.
Святая вода освящается Богом
по молитве священника, но употребление её в отрыве от полноценной духовной
жизни (молитвы, участия в церковных Таинствах, духовного чтения, дел
милосердия) не спасает человека в вечности. Если врач прописал курс лечения, то
неразумно употребить лишь одну таблетку и считать себя исцелённым…