Крещение Господне (Богоявление)
Крещение Господне (Богоявление) — праздник, установленный в память о событиях, описанных в Евангелии:
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мар.1:4-11).
Люди приходят к Иоанну Крестителю, чтобы омыться в воде в знак покаяния, чтобы показать свое желание очиститься от грехов, по слову Пророка:
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих;
перестаньте делать зло; научитесь делать добро (Ис.1:16,17)
Иисус приходит, чтобы погрузиться в воду вместе с грешниками — хотя сам Он полностью безгрешен, так, что Иоанн удивляется:
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его (Матф.3:14,15)
Явление Святой Троицы
Событие Крещения Господня еще называют «Богоявлением», потому что здесь открываются три лица Троицы — Отец как голос с Неба, Сын — это Иисус, принимающий Крещение, Святой Дух — как голубь, спускающийся на Него.
Как говорится в тропаре этого праздника, «Когда Ты, Господь, крестился во Иордане, открылось поклонение Святой Троицы: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истину сего слова»
Для чего Господь Иисус принял Крещение?
Христос, безгрешный и святой, погружается в воды реки вместе с грешниками. Это не просто проявление солидарности — он приходит, чтобы разделить участь грешников и понести их грехи на Себе. Как говорит об Иисусе святой Иоанн, «вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоан.1:29)
В Библии вода, помимо прочего — это символ смерти. Когда псалмопевец говорит: Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня (Пс.68:23), речь идет не о буквальной воде, а об угрозе смерти. Поэтому, когда Христос приходит погрузиться в воду — это предвещает Его погружение в смерть на Голгофе.
Смерть, в которую погрузился Христос нас ради и нашего ради спасения, перестает быть бездной, откуда не возвращаются — таинственные воды смерти принимают людей, чтобы выпустить их в новую жизнь.
Так и для нас воды крещения, освященные Господом, становятся водами, в которых умирает прежняя, греховная жизнь, и начинается новая жизнь с Богом.