За что пострадал Иоанн Предтеча?
Мк 6:14-29: «Царь Ирод, услышав об Иисусе, — ибо имя Его стало гласно, — говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.»
Иоанн Креститель — последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя.
Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Именно этот царь упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод.
Чтобы понять почему Пророк обличал грехи и злодеяния царя Ирода Антипы и его окружения необходим краткий экскурс в «семейную хронику» правителя.
В семье царя Ирода Великого были очень странные и запутанные отношения. Сам Ирод был женат многократно и имел 15 детей от 10 жен. Он был человеком крайне жестоким, к концу своей жизни он убивал одного за другим членов своей семьи: жен, сыновей… Уже смертельно больной Ирод Великий казнил своего первенца и наследника Антипатра.; спустя семь лет после воцарения он казнил свою жену Мариамну, после этого у него было еще семь жен. Ирод предал казни и многих своих сыновей, так что император Август в свое время шутил, говоря, «что в доме Ирода гораздо безопаснее быть свиньей, нежели сыном», по той причине, что свинины иудеи не ели, а вот сыновей своих Ирод уничтожал весьма усердно. В конце концов их осталось только трое: Архелай, Ирод Антипа и Филипп, известные нам уже по Евангелию.
К характеристике Ирода Великого можно прибавить еще вот что: иногда удивляются, почему же такое событие, как избиение младенцев в Вифлееме, никак не было зафиксировано в других источниках. До нас вообще дошло мало исторических трудов того времени. Когда Ирод уже умирал, он вполне отчетливо понимал, что никто не будет горевать о его кончине. Тогда он повелел взять достаточно большое количество заложников, юношей из самых знатных семейств, и умертвить их в тот момент, когда он умрет, чтобы среди иудеев был плач по случаю его кончины. Для человека с таким масштабом злодеяний избиение младенцев в Вифлееме было весьма рядовым событием.
Ирод Антипа (4 г. до Р. Х.- 39 г. по Р. Х.) был сыном Ирода Великого от самаритянки Малтаки и как тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) управлял Галилеей и Переей, доставшимися ему после раздела наследства Ирода Великого.
Итак, евангелист Марк уже в начале своего Евангелия упоминает об аресте (Мк 1:14) Иоанна Крестителя. Теперь он пишет о трагической истории, которая произошла в крепости Махерон на восточном берету Мертвого моря. Эта крепость стояла на вершине высокой скалы и была окружена пропастями — символ страха Ирода за свою власть.
«Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу», или, если переводить буквально, «Ирод послал взять Иоанна и связать его в темнице». Далее указывается причина ареста и заключения: «за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего».
Сын Ирода Великого Антипа соблазнил свою невестку и потом женился на ней, на жене своего единокровного брата Филиппа (не путать его с другим братом — тетрархом Филиппом). Тем самым он не только преступил все нормы приличия и морали, но и нарушил Закон, гласивший: «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» (Лев 18:16).
Из-за этого прелюбодейного брака Иоанн Креститель публично укорял его. Чтобы голос его не был слышен, Ирод Антипа и велел заключить его в крепостную темницу.
Несмотря на порицания Иоанна Крестителя, «Ирод боялся Иоанна, зная что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал слушаясь его, и с удовольствием слушал его», Но жена Ирода Иродиада была не столь совестливой, и ее ненависть к Иоанну была столь сильна, что она желала во что бы то ни стало убить его. Роль Иродиады в расправе над Иоанном Крестителем напоминает желание злой царицы Иезавели уничтожить пророка Илию (3 Цар 19:2). Этот библейский эпизод дополнительно подчеркивает символическую связь Иоанна с Илией.
Долгожданная возможность представилась Иродиаде на пиру по случаю дня рождения Ирода. У евреев не было в обычае праздновать день своего рождения, но, подражая восточным царям, Ирод сделал, по случаю своего рождения, большой пир «вельможам, тысяченачальникам и старейшинам галилейским». По обычаям востока, женщины не смели присутствовать на пиршествах мужчин; во время подобных пиров дозволялось плясать только рабыням. Но Саломея, достойная дочь своей развратной матери Иродиады, с которой незаконно сожительствовал Ирод, обличаемый за это Иоанном Крестителем, пренебрегая обычаями, вошла к пирующим в легкой одежде танцовщицы и начала плясать. Безвольный Ирод Антипа, не посмел отказать Саломее в ее безумной просьбе теперь же принести ей «на блюде голову Иоанна Крестителя». Так через «усекновение главы» был убит великий пророк Иоанн Предтеча.
Для Марка важно упомянуть в Евангелии о его кончине как пророка, так как далее, сразу после Преображения, Иисус говорит об Иоанне Крестителе как об Илие, предтече Мессии: «Говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели» (Мк 9:13). Так поступают люди с теми, кого Бог посылает в мир как своих вестников. В лучшем случае, им отдают последние почести их ученики: «Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе».