Змей и любовь Христова

Ин 3:13-17: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.»

Этот евангельский отрывок напоминает эпизод из книги Чисел 21:5-8. Во время странствия в пустыне израильтяне стали роптать на Моисея и были наказаны: их лагерь заполонили ядовитые змеи, многие погибли от укусов. Бог указал Моисею целительное средство: изваять бронзового змея, выставить его на высоком шесте. Всякий, посмотрев на змея, выздоравливал от укуса змеи. Израильтян спасало не бронзовое изваяние, а целительная сила Божия. Этот змей, обвивший жезл, и поныне во многих культурах остается символом исцеления, мы видим его даже на вывесках аптек. Бронзовый змий хранился в скинии как священный предмет.

Ин 3:13-17 — это единственное место во всем Новом Завете, где упоминается бронзовый змей. Речь здесь, идет о грядущей смерти Христа. Моисей поднял змея на высоком шесте, чтобы люди могли со всех сторон видеть его, и точно так же Сын Человеческий будет вознесен, чтобы уверовавшие в Него получили вечную жизнь. Все человечество было поражено смертельной болезнью, и единственное исцеление обратить взгляд на Сына Человеческого, умершего за нас на кресте и обрести жизнь, уверовав в Него.

Символы всегда таинственны и глубоки, но все же хочется задать вопрос: что общего между распятием Христа и бронзовым изваянием, прибитым к шесту? Разве змей — решение проблемы, а не ее источник? Неужели евангелист Иоанн сравнивает Христа с ядовитой змеей, несущей людям болезнь? Нет, конечно же, нет. При виде Христа на кресте (распятого или «вознесенного», как неоднократно повторяет ап. Иоанн в Евангелии; крест — вознесение, почти что прославление) мы должны понимать, что видим последствия греха, поразившего мир, пустившего корни в душе каждого человека и в котором увязли все мы. И мы видим, что Бог сделал для нас.

Мы видим любовь Божию. Апостол Иоанн подчеркивает: когда Христос принял смерть на кресте, это было высшее, самое наглядное и драматическое выражение Божьей любви. Крест — та самая лестница, соединившая небо и землю. Но и тогда зло не исцеляется, с позволения сказать, автоматически. Зло по-прежнему таится в каждом из нас, и для исцеления каждый должен сам принять участие в этом процессе. Мы должны лишь последовать примеру израильтян, всмотреться и довериться: всмотреться в Христа, увидеть Его в свете спасительной Жертвы, довериться Ему.

Уверовать во Христа значит выйти к свету, к свету нового творения Божия. Не уверовать — остаться во тьме. Тьма (и каждый, кто ее принимает) подлежит осуждению, потому что зло оскверняет и уничтожает нынешний мир и препятствует людям войти в Царствие Божие, в вечную жизнь, то есть в грядущий век. Главное, что никто не обречен на осуждение. Не обязательно позволять змее кусать тебя насмерть. Господь воздвиг посреди истории знамение — крест Христов. И знак этот говорит каждому из нас: уверуй и живи.

Пролистать наверх